16 февраля 2008 г.
MARKSCHEIDER KUNST — CAFe BABALU (2008) - презентация нового альбома состоится 16 февраля в Центре Современного Искусства им. С.Курехина. CAFe BABALU поклонникам пришлось ждать почти три года!
Markscheider Kunst (afro/ska/latino) — один из самых опытных, авторитетных и культовых клубных составов Санкт-Петербурга. Решительно невозможно понять — откуда в Северной Пальмире с климатом, располагающим скорее к депрессиям, хроническим простудам и медленному, но верному, схождению с ума, могло появиться подобное музыкальное солнце и исходящий от него теплый свет. Афро-карибские ритмы коллектива натуральным образом заставляют зрителей почувствовать себя жителями жарких стран. Каждый их концерт — своеобразная эмиграция на экзотический остров, где правят сальса, румба и меренге, где вместо балтийских сосен и замерзших пространств — кокосовые пальмы, океан рома и соблазнительные танцы.
Markscheider Kunst, в переводе с немецкого — «искусство разделения границ «я». Ассоциация с маркшейдерским делом вполне уместна — образовали коллектив студенты Горного института. Музыканты продолжают утверждать, что название придумали специально — чтобы невозможно было выговорить и запомнить.
Свою деятельность сами музыканты характеризуют так: «Мы играем афро-карибскую музыку, а это: и ска, и реггей, и кумбия, и сальса, и сукус, и меренге, и гуагуанко, и сон, и мамбо, и еще многое, многое другое». Многообразием стилей они не ограничиваются — на творческом счету работа с сербским рэппером Югославом Петровичем, Евгением Федоровым (Tequillajazzz), московскими «Тараканами!», дуэтом 5’NIZZ'а и даже Б.Г., который отзывался о них как о единственной группе в России, играющей по-настоящему веселую музыку.
Markscheider Kunst — коллектив, чье творчество шлифовалось годами и претерпело много качественных изменений. Но, больше, чем на родине, он известен в Европе и Америке, где музыканты выступают на одних площадках со звездами world music: Manu Chao, The Skatalites, Orchestra Baobab, Marc Ribot y Los Cubanos Postizos, Tony Allen, Septeto Nacional de Cuba Ignacio Pineiro. Такой опыт не проходит даром, и новый альбом, который музыканты готовили почти три года — лучшее тому подтверждение.
«Это первый альбом, который целиком устраивает нас самих, — говорит лидер МК Сергей „Ефр“ Ефременко. — Вообще, песни нам нравятся только на концертах. Обычно живьем музыка получается лучше, чем в записи. На концертах — люди рядом, адреналин, моменты импровизаций возможны. А на студии — ты записал, плюнул, так сказать, в вечность — и все, так она и осталась». За время работы над пластинкой существенно изменился состав группы. После десятилетнего перерыва к ней вновь присоединился перкуссионист Кирилл Ипатов, на смену Сергею Егорову пришел известный питерский барабанщик Данил Прокопьев, духовая секция зазвучала по-новому благодаря Антону Вишнякову (тромбон) и Ивану Неклюдову (саксофоны). Cafe Babalu был записан на студии «Добролет» звукорежиссером Андреем Алякринским и станет четвертым альбомом группы, выпущенным при поддержке EMI/ГАЛА-рекордз.
«У нас был очень тяжелый период, связанный со сменой музыкантов, были сложные, что уже не секрет, отношения с некоторыми членами коллектива, — продолжает Ефременко. — Практически было невозможно ничего делать — мне просто ничего не хотелось, не было настроения. Атмосфера в группе была очень хреновая — где-то ревность, где-то еще что — как на подводной лодке насиделись. По идее, мы могли доделать альбом прошлой весной — но сначала от нас ушел тромбонист, потом барабанщик. Пока собирали новых музыкантов, оттачивали программу, выпуск альбома пришлось отложилось. Но, главное, что сейчас у нас все хорошо, качественно, разнообразно и интересно».
MK по-прежнему, желанные гости на зарубежных фестивалях — в прошлом году они принимали участие в Imatra Big Band Festival и выступали на Международном фолк-фестивале в Каустинене (Финляндия). На одном из них, по словам музыкантов, случилось вообще знаковое событие — они познакомились с прославленным кубинским коллективом Septeto Nacional de Cuba Ignacio Pineiro — одним из столпов музыки сон и любимый коллектив Фиделя Кастро.
«На Кубе такая конкуренция, что выезжающий оттуда за границу коллектив — это виртуозы мирового уровня, — с восторгом рассказывают они. — Когда мы начали выступление, они сами вышли с инструментами на сцену, спонтанно и начали играть вместе с нами — и это была фантастика абсолютная! А на следующий день попросили нас выступить с ними — это надо было видеть! В полном зале нам — друзьям из России они посвящали песни. В итоге — теперь мы можем исполнять весь их репертуар — они нам разрешили делать это официально».
Ныне жизнь коллектива единомышленников насыщенна и многоцветна, что даёт повод надеяться на новые впечатления от концертов и положительные эмоции от прослушивания этой экзотической для наших широт музыки, отдающей теплом и свободой. Она греет вас теплым светом изнутри — именно такое состояние и настроение дарит вам новый альбом Café Babalu — удивительные ощущения континентального вояжа в жаркие страны начинается там с первых аккордов. Засветимся все!
MARKSCHEIDER KUNST — CAFE BABALU 1. Cafу Babalu — «Я сочинил ее осенью, когда болел и лежал дома на диване. Настроение было такое романтическо-грустноватое, взял гитарку, вспоминал лето, мыс Меганом, Крым, Судак. Мы стремились, чтобы на выходе у нас получилась настоящая медленная румба. Здесь, мы впервые использовали кубинские сантерические* барабаны бота, которые, в основном, используют во время ритуалов»
2. «Вдали» — «Это песенка в стиле ска. Ехал как-то в машине, и она просто по голове стукнула — со вступления. Потом почти сразу однозначно возник текст: „мы сделаем вас счастливыми нет“ — такая мантра, которая быстренько дала остальные слова. Правда, было решено поместить их в самом конце — чтобы сперва наиграться, а потом выдать решительную коду. Это, такой, можно сказать, манифест на этой пластинке»
3. «Где?» — «Идея была давнишняя. Однажды сидел на точке, играл на гитаре, хотелось сочинить песню, и было много вариантов. Этот оказалась самым законченным — с проигрышами, куплетами и припевами. Мы хотели сделать ее громкой, в современном звучании — не маркшейдеровском, а стилистически посовременнее, помоднее, что-ли. Она такая и получилась — не афро-карибская»
4. Swinga Swinga — «Эта песня появилась под влиянием нашего друга и товарища Джанго Рейнхарда — из его гитарного проигрыша. „Еще вчера сегодня было завтра, нам мирно улыбались космонавты…“. Это, можно сказать, немножко патриотическая ностальгия имени Джанго»
5. «Рыба» — «Произведение родилось позапрошлым летом — песня выплывает из нашей яхты „Ямайя“*. Мы ведь все занимаемся яхтенным спортом, ходим на Финский залив, ловим рыбу и вот „рыба моя“ как раз оттуда. Это, произведение о несчастной любви — чистой воды. Стилистически „Рыба“ — это гуахира* и сон*»
6. «Глава Семьи» — «У нас была подруга одна в Москве, у которой мы частенько оставались ночевать. Ее отец, ходя по квартире все время мурлыкал этот текст: „я — глава семьи, нет главней меня“ — видимо, это была его мужская мантра. И у нас как раз была музыка, которая полностью сошлась с этим текстом. Она тоже немножечко не маркшейдерская — диско-фанк такой»
7. «Эстрадная» — «Была написана для фильма Валерия Пендраковского „Бегущая по волнам“. Правда, там она была немного в другой версии. Но нам понравилась именно как хорошо сделанная сальса, которую можно играть на больших джазовых латиноамериканских фестивалях — будет нестыдно. Серьезное произведение, уровень, действующий на любителей сальсы безотказно»
8. «Ехал в Автобусе» — «Поначалу называлась „Ефр в автобусе“, но потом название переделали. Это — плод нашего совместного творчества на репетициях, чистой воды ска. Мы ее, помнится, еще со Skatalies собирались играть»
9. Reggae Song — «Как и предыдущая композиция — творчество наших совместных репетиционных трудов. Чтобы никто не говорил потом, что Ефр сильно душит музыкантов и т.д. Reggae Song, на мой взгляд, в музыкальном смысле получилась сильнее всех — ее лучше всех свели и она отлично сделана по звуку»
10. «Февраль» — «Написана дома, осенью, под ту же гитарку, что и Cafe Babalu. Глядя в окно, я подумал, что неплохо начать песню с тумбао* такого самбообразного. Потом стало понятно, что это будет самба. Так же просто, придя на точку, я сочинил слова: „февраль такой короткий месяц, я насчитал всего дней десять…“ И, когда мы ее сделали окончательно, она пошла очень легко — всего за пару репетиций. Всегда играем ее с крайним удовольствием»
11. «Зима» — «Сначала было ска, но его звучание совершенно никуда не годилось. Гармония и некоторые проигрыши были придуманы нами с Денисом еще до того — на репетициях с TresMuchachos. Для „Зимы“ мы сделали очень хорошую, сильную аранжировку с разнообразными проигрышами и вступлением другом размере»
12. «Фанки» — «Композиция была также рождена на репетициях — тогда еще у нас барабанил Егор, он очень настаивал, чтобы в этой песне была другая пульсация, и призывал не к частному, а коллективному творчеству. Она у нас идет обычно в конце программы — как громкий аккорд на коду»
13. «Цари Rocksteady» — «Чтобы всем сразу все понятно было — это, конечно, жемчужина пластинки. Авторства нашего тромбониста Антона Вишнякова. Тут интересный момент в том смысле, что rocksteady — музыка ямайская, а я жителей острова считаю растафарианцами и ортодоксами. Вернее, они сами думают, что ортодоксы. Блестящее произведение»