12 апреля 2009 г.
Фестиваль LeJazz, безусловно, самый романтичный проект агентства «АртМания». Каждый год запах мимозы, легкое чувство влюбленности, весенняя эйфория дополняются звуками самого модного и самого французского джаза.
Не смотря на то, что джаз зародился вовсе не во Франции, а пришёл с другой стороны Атлантики, к концу войны Париж был назван второй столицей джаза после Нью-Йорка, и постепенно стал обязательным пунктом в гастрольном турне каждого знаменитого джазмена. Париж и по сей день - интернациональный «перекресток» музыкальных стилей, город, где смешиваются звуки всех стран и сливаются в одну «великую реку» новые веяния.
Идея провести подобный фестиваль появилась одновременно у «АртМании», у Французского культурного центра и у посольства Франции в Москве. Жоэль Бастеннэр - в то время культурный атташе Франции в России – горячо поддержал идею популяризации французского джаза в России. Благодаря объединению усилий и энергии всех сторон, в 2005 году на первый фестиваль LeJazz собрались музыканты, которые и тогда, и сейчас выступают на самых престижных площадках мира: Бирели Лагрен, Мина Агоси, Анри Тексье.
В 2009 году фестиваль французского джаза LeJazz отмечает свое пятилетие. Но мы не планируем пышных торжеств. Все будет как всегда: только лучшие музыканты - Michel Portal, Jacky Terrasson, Stefano Di Battista Quartet, только профессиональный звук, только хорошее настроение. Ведь все равно в апреле самое главное – это любовь. В том числе – любовь к музыке.
Стефано ди Баттиста (Steffano Di Battista) – итальянский саксофонист, единственный итальянский вокалист джазового лейбла Blue Note. Стефано ди Баттиста принадлежит к тонкой, но весьма влиятельной прослойке европейских импровизаторов, исповедующих стопроцентно американский, глубоко традиционалистский подход к джазу. Он скрупулезно следует канонам джазового мэйнстрима, причем в каждой новой записи обнаруживает тонкое знание какого-нибудь отдельного пласта мэйнстримовой мудрости. В более ранних работах он звучал «как в 60-е», играя добротный, искушенный хард-боп; в новом альбоме он погружается в историю джаза еще дальше, исповедуясь в глубокой любви к бибопу 40–50-х. Собственно, это — посвящение Чарли Паркеру, имя которого синонимично понятию «бибоп» и основополагающе для понятия «альт-саксофон в последние 60 лет». Многие партии Паркера итальянский саксофонист играет совершенно дословно, тщательно воспроизводя не только ноты, но и интонации великого джазового реформатора.
Ди Батиста посвятил себя джазу в 16 лет, а уже в 21 он получил первую премию в Римской консерватории (Rome conservatory). В 1994 году Стефано покидает Италию и переезжает в Париж, где моментально заслужил репутацию тончайшего виртуоза. Начав работать с барабанщиком и композитором Альдо Романо (Aldo Romano), Стефано ди Батиста становится главной звездой Национального Джазового Оркестра, а потом переходит в секстет Мишеля Петручиани (Michel Petrucciani). В 1997 году Стефано организует собственную группу и выпускает альбом VOLARE. В том же году начинается сотрудничество музыканта с лейблом Blue Note. Всего за несколько лет Стефано выпускает пять альбомов, с туром посещает пол-мира, записывает восхитительный трибьют Чарли Паркеру и становится звездой международной величины.
И вот в 2007 году Стефано ди Баттиста записывает совершенно новый и даже местами неожиданный для него альбом Trouble Shooting. «Записывая альбом, я постоянно вспоминал слова Телониуса Монка – забудь о страховке. Все хорошее начинается со случайности. Я впервые ослабил контроль над процессом – и жизнь заиграла новыми красками». Trouble Shooting – не просто 12 треков, но в первую очередь живое выступление, записанное со страстью, энергией и вдохновением. Саксофон ди Баттиста – временами мягкий и релаксирующий, а временами – напористый и страстный – растворяется в звучании группы. Закройте глаза – и музыка унесет вас на побережье Сан тропе, заставит плакать и смеяться, танцевать, грустить, мечтать…от бибопа к босса-нове, от психоделик-джаза к расслабленному звучанию в духе оркестра Дюка Элингтона.
Состав: Стефано Ди Баттиста (саксофон), Фабрицио Босо (труба), Франк Агуйон (ударные), Баптисте Тротиньон (клавиши)
Французские критики называют кларнетиста Мишеля Порталя (Michel Portal) «протей, хамелеон, человек во множестве обличий». Порталь родился в Байонне в 1935 году. В 1959 году с блеском закончил Парижскую Консерваторию (первая премия по классу кларнета), в 1963 году одержал победу на конкурсе в Женеве, а в 1965 - в Будапеште.
Одновременно Порталь аккомпанировал эстрадным звёздам и танцовщицам "Лидо" и "Фоли Бержер", играл в танцевальных и джазовых оркестрах. Стал одним из первых европейских приверженцев фри-джаза.
В 1969 году тромбонист Винко Глобакар и Мишель Порталь создали ансамбль современной камерной импровизационной музыки "NewPhonicArt". В 1971 году родилась открытая импровизационная структура MichelPortalUnit, привлекавшая лучших музыкантов Европы и Америки, список которых занял бы целую страницу. Мишель Порталь – знаковая фигура мира современной музыки: работал с Пьером Булезом, Лучано Берио, Маурицио Кагелем, Карлхейнцем Штокхаузеном, играл с такими пианистами, как Жорж Плюдермахер, Михаил Рудь, Мишель Дальберто, с виолончелистом Борисом Пергаменщиковым, с альтистом Юрием Башметом, со струнными квартетами Melos, Talich, Orlando.
Ещё одна грань таланта Мишеля Порталя - создание музыки к кино. Трижды он получал César - высшую кинематографическую награду Франции. Мишель Порталь не вписывается в классификации. Единственное, что объединяет его музыкальные и звуковые эксперименты – это страсть к импровизации, раскрытие новых возможностей звука.
В 1996 году Ришар Гальяно и Мишель Порталь записали альбом Blowup. Гально так отзывался об этой работе: "Нас объединяют наши различия. Порталь – человек беспокойный, я не знаю никого, кто умеет жонглировать таким количеством жанров и инструментов. Я, напротив, ищу цельность и простоту. Игра с Порталем - настоящая авантюра: приходится всегда быть начеку".
Мишель Порталь, безусловно, профессионал высочайшего класса. Во время концерта он то и дело меняет кларнет и бас-кларнет на сопрано-саксофон, а последний – на бандеон - разновидность гармоники, с которой он управлялся так же легко и непринужденно, как и с духовыми. Аккуратные и лиричные соло на сопрано-саксофоне, который сменяются густым чарующим голосом бас-кларнета, диапазон которого используется маэстро целиком, без остановок в каком-либо одном регистре. Причем Порталь не ограничивается традиционным использованием инструментов - он играет на бас-кларнете без мундштука, поет и говорит в него, просто дует, создавая шумовые эффекты.
Мишель Порталь выступит с пианистом Джеки Террасоном (Jacky Terrasson). "Черный" парижанин Террасон - джазмен одновременно и европейский, и американский. Европейский по рождению, месту жительства и особому музыкальному шарму, а американский по настроению и стилю. И это сочетание притягивает к нему внимание коллег и слушателей со всего мира. Все началось в 1993 году, когда Jacky Terrasson получил I приз на престижнейшем конкурсе пианистов им. Телониуса Монка в Вашингтоне. Этот успех облегчил ему путь к первому альбому на лейбле "Blue Note", названному просто "Jacky Terrasson", а после этого привел напрямую к работе с мировыми джазовыми звездами. Он начал сразу с совместных проектов с Бетти Картер, Дайаной Ривз, Ди Ди Бриджуотер и Джимми Скоттом.
Журнал "New York Times" включил его в список тридцати самых перспективных джазовых музыкантов (рядом с Патрисией Барбер и Уинтоном Марсалисом). С особенным энтузиазмом джазовая пресса восприняла его совместный с Кассандрой Уилсон альбом "Rendezvous" (1997). Последний альбом пианиста "A Paris... " принес слушателям коллекцию джазовых обработок самых известных французских песенных мелодий. Здесь и Жак Брель, и Эдит Пиаф - это чистая лирика, навевающая атмосферу Парижа 50-х гг.
|