12 ноября 2005 г.
12 ноября, 19 - 00 в Государственной Академической Капелле Санкт-Петербурга выступит трубач Эрик Трюффаз.
Эрик Трюффаз (Erik Truffaz) — один из самых прогрессивных и модных деятелей современной европейской импровизационной музыки.
Он родился в 1960 году в музыкальной семье, и рано приобщился к искусству благодаря своему отцу-саксофонисту. Уже в детском возрасте Эрик играл в городском оркестре, в тринадцать лет терзал гитару рок-н-ролльными хитами, а затем поступил на факультет фортепиано Женевской консерватории, где увлёкся Дебюсси, Равелем и Сати.
И всё же самый сильный эстетический шок, сродни религиозному обращению, Трюффаз испытал от эпохального альбома Майлза Дэвиса Kind Of Blu. 16-летний Эрик нашёл свой инструмент. В дальнейшем критики часто будут сравнивать его игру с манерой великого Майлза, на что сам музыкант отвечает: «Майлз Девис был гений, а я просто на трубе играю».
Как бы то ни было, но Трюффазу удалось развить и продвинуть идеи Девиса, а также выработать собственный стиль. В 1990 году Эрик создал группу Erik Truffaz Quintet, в состав которой вошли: басист Марсело Джулиани, барабанщик Марк Эрбетта, пианист Пьер Люк Валетт (позже его сменил Патрик Миллер) и саксофонист Морис Маньони. После выхода первого альбома группы Nina Valeria, Эрик стал частым гостем на лучших европейских джазовых сценах и ведущей фигурой среди новаторов импровизации. Он часто выступал вместе в рэппером Нией (Nya), экспериментируя с джанглом и хип-хопом.
Основная слава пришла к Трюффазу на рубеже веков, когда его альбомы стали выпускаться культовым джазовым лейблом Blue Note. На этих дисках — The Mask, Revisite, Bending New Corners — холодноватый и засурдиненный звук трубы ловко сочетается с бешеными ломаными ритмами. «Слушая мою музыку, хип-хоповая молодежь приходит к джазу. Наоборот, к сожалению, получается реже» — смеется Трюффаз.
В 2002 году Эрик Трюффаз решил на время расстаться с музыкантами Erik Truffaz Quartet (после ухода саксофониста первоначальный квинтет стал квартетом). Он собрал новую группу (Ману Коджа, Мишел Бенита, Филипп Гарсия) и назвал её Ladyland в честь Electric Ladyland Джими Хендрикса. «Мне нужно две группы, чтобы было больше воздуха, больше пространства. За выпуском диска обычно следует двухгодичное турне, в конце которого полезно сделать паузу, чтобы сохранить свежесть».
На первом диске Ladyland Mantis Трюффаз, как всегда, экспериментирует с формой, уходя в восточные ритмы и гармонии. Вместе с музыкантами Ladyland Трюффаз записывает саундтрек к снятому в Японии в 1932 году фильму Ясухиро Одзу. В Европе этот фильм известен под французским названием «Les Gosses de Tokyo». (В оригинале — «Umarete wa mita keredo» («Я родился, но…»)).
В 2003 году Erik Truffaz Quartet вновь собирается в студии, чтобы выдать неожиданный The Walk Of The Giant Turtle. Жесткие рифы и электрогитара, дающая подчас атональное звучание, эмбиент, как у Брайана Ино, и трип-хоп, как у Massive Attack.
Странное название — «Прогулка гигантской черепахи» — по словам самого Трюффаза, должно вызывать ощущение «чего-то очень медленного и в то же время очень мощного». Критики согласились с такой характеристикой, назвав этот «рок-альбом» самой сильной работой Трюффаза (в 2003 году Трюффаз выступал со своей «хард-роковой черепахой» в Москве).
Вышедший в 2005 году альбом Saloua — возвращение к Востоку. Трюффаз записал его с группой Ladyland и арабским певцом Муниром Труди, который уже участвовал в работе над Mantis . «Saloua» переводится с арабского как «Райский мёд».
Так озаглавлен текст одной из песен, написанной Муниром для своей подруги. «Mantis — начало нашего сотрудничества, Saloua — его продолжение. Мунир играет в нём большую роль. Я люблю музыку с использованием голоса, стараюсь, чтобы его было как можно больше.
Я не знал, получится ли что-нибудь из сочетания голосов Мунира и рэппера Нии (Nya). Они так непохожи. Один поёт рэп, это горизонтальная плоскость. Другой сочиняет гармонические зигзаги. Мне нравится именно этот контраст».
Один из самых ярких треков на альбоме называется «Yabous»: Мунир и Ния ведут диалог на арабском и английском об абсурде арабско-палестинской войны.