14 декабря 2005 г.
14 декабря в Театре Эстрады им. Райкина (СПб) состоится концерт-презентация нового альбома «Аржаана» тувинской певицы, звезды мировой этнической музыки Саинхо Намчылак (Россия — Австрия).
«Аржаана» («АЗиЯ-плюс», 2005) — первый сольный альбом певицы, вышедший в России, в то время как в Европе издано около 30 её сольных альбомов.
«Аржаана» — это музыкальная сказка в стиле world music о звонкоголосой девочке по имени Аржаана, которая освободила весну из ледяного плена и спасла родную долину от Чумы и Голода, превратившись в целительный родник.
Вместе с Саинхо альбом представят музыканты:
Владимир Кудрявцев — контрабас, Шолбан Монгуш — игил, группа «Ят-ха», Маркус Годвин — ударные инструменты, Наиль Кадыров — гитары, группа «Разные люди». Также в этот вечер прозвучат композиции из последних альбомов «Мачеха-город» и «Потерянное небо».
Уникальный стиль певицы органично сочетает древние голосовые техники и новейшие приемы звукоизвлечения, объединяет традицию и авангард, позволяет слушателям оказаться в самой актуальной сегодня области европейского музыкального пространства.
Саинхо Намчылак впервые стала известной как советская исполнительница тувинского фольклора. Саинхо, в частности, освоила модное на Западе тибетское двухголосие. Уже в начале своей карьеры она была признана смелым экспериментатором и синтезатором музыкальных идей на основе фольклора.
Когда в 1991 году Саинхо покинула СССР и была вынуждена на Западе заново строить свою карьеру, эксперименты свели ее с джазовыми музыкантами и к своей репутации талантливой исполнительницы в стиле world music она добавила более смелое: free jazz singer.
С 1991-го до 2000-го Саинхо занималась только авангардной импровизационной музыкой. Удалось поработать со многими известными музыкантами -это Нэд Роттенберг, Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, ансамбль «Три О» и Сергей Летов и многие другие.
В последние годы в творчестве Саинхо идёт возврат к стилю world music. Но, по словам певицы, это экспериментальное направление в world music, сочетающее традицию и эксперимент.
В проекте «Аржаана» Саинхо впервые представлена в очень необычной роли, роли сказительницы. Это первая литературная работа, написанная Саинхо в 1983 году, изданная в 1987 году в тувинском литературном альманахе «Улуг-Хем» на русском и тувинском языках. Оригинальный текст сказки с иллюстрациями автора прилагается к диску.
В записи аудио-треков помимо Саинхо участвовали российские музыканты, с которыми певица сотрудничает много лет:
Владимир Кудрявцев — контрабас Сергей Летов — альт-флейта, бас-кларнет, народные духовые инструменты Шолбан Монгуш — игил Эвелина Петрова — аккордеон Альберт Потапкин — барабаны Андрей Суротдинов — скрипка Олег Шавкунов — перкуссия Николай Якимов — гитары, шумы.
Саинхо об альбоме «Аржаана» (9.09.2005):
«Эту сказку (как и всякую другую) нужно слушать в тишине, без суеты вокруг, настроившись на то, чтобы не пропустить нечто, возможно очень важное для вас самих. Чтобы услышать и ещё раз убедиться в том, что сказка — ложь, да в ней намёк…
В этой суетной, дигитально ускоренной жизни иногда очень важно вот так остановиться, сделать короткий перерыв (в данном случае на 40 минут) и унестись в сказочные высоты собственного воображения, представить себе всё то, что звучит на диске.
Возможно, это самый целительный отдых — вообразить себе совершенно неожиданные картины и услышать, как трепещет вселенная сказок где-то глубоко в вашей архаической памяти. Вслушайтесь, отдохните всем сознанием, расправьте крылья мечты. И пусть мелодия этой сказки останется с вами навсегда, загадочной птицей сирин в бесконечно меняющемся, стремительном мире повседневной жизни…«
О том, как была написана эта сказка:
«Это было в 1983 году. Я училась в музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова в Москве, на факультете народного пения. Моей дочери было уже шесть лет. В связи с учёбой мне пришлось отправить её в Туву, к родителям.
Я очень скучала по ней. Однажды вечером, отправляя очередное письмо родителям, я решила написать несколько строчек дочери и попросила родителей прочесть их малышке, объяснив, что это письмо от мамы и что я люблю её и думаю о ней.
Вся печаль и горечь расставания и неизбежность материнской боли — в этих строчках, в самой истории, рассказанной осенней ночью самой себе. Двадцать два года спустя мой опыт в вокальном искусстве и первые литературные изыскания соединились в этом альбоме, созданном сначала для дочери, а теперь уже и для внука. А также, надеюсь, и для многих других детей«
Из интервью Анатолия Гуницкого с певицей:
«…После десяти лет работы в авангарде только с импровизационной формой я опять вернулась к своим истокам, к народной музыке, вернулась уже с новым багажом. Я закончила Гнесинский институт и обучалась как фольклорная певица, и вот через десять лет я вернулась обратно.
И начала, как ни странно, писать свои стихи, свои песни, но уже с национальным колоритом, с народными мелодиями, и такой был неожиданный сюрприз — все последние альбомы, песенные альбомы вдруг получили признание в Европе, и были в чарт-листах многих радиостанций…«
|