7 апреля 2006 г.
7 апреля, 21.00 в клубе Платформа состоится единственный совместный
петербургский концерт уникального французского и культового российского композиторов Pierre Bastien и Алексея Айги.
Французский композитор и мультиинструменталист Пьер Бастьен, начинавший как музыкант в таких группах как Operation Rhino, Nu Creative Methods, Effectifs de Profil и работавший с Dominique Bagouet Dance Company, прежде всего, известен как создатель своего собственного механического «оркестра», названного «Mecanium». Произошло это знаменательное событие в 1986 году, когда Бастьен присоединился к знаменитому Bel Canto Orquesta Паскаля Комелада (Pascal Comelade).
"Музыканты" рукотворного оркестра Пьера Бастьена — аппараты или, точнее, машины, собранные из деталей детского конструктора, приводимые в движение с помощью маленьких электрических моторчиков.
Мечта композитора: всегда готовый к работе, застрахованный от неудач оркестр, молниеносно и точно реагирующий даже на легчайшее прикосновение «дирижера»; оркестр, звучащий вечно, футуристичный и слегка дадаистский, вызывающий к жизни древние традиции своей удивительно чувственной музыкой.
Так, кратко, можно охарактеризовать «Mecanium» Пьера Бастьена, мечта, к воплощению которой он шел с 1976 года. Музыканты его оркестра — машины.
За этим стоит очень простая, эффективная и поэтичная идея — создать оркестр из традиционных инструментов (китайская лютня, марокканский бендир, яванский сарон, кото, скрипка, санза и т. д.), а в качестве «музыкантов» использовать механизмы, собранные из деталей детского конструктора и моторов от старых проигрывателей. Эти гибриды и играющие музыкальные скульптуры воспроизводят звуки, чарующие и гипнотические." (Мишель Котэ).
Как композитор, Пьер Бастьен является автором музыки к фильмам и балетам, на его счету произведения для струнного квартета и, конечно, многочисленные выступления с «механическим» оркестром. В девяностые механический оркестр «разросся» до 80 элементов.
Он принимал участие в музыкальных фестивалях и выставках в Норвегии (World Music Days’90), Австралии (Tisea’92), Японии (Artec’95), Канаде (Fimav’95, Sound Symposium’98), Польше (Warsaw Autumn’95), США (Flea Festival’96)… В прошлом году Пьер Бастьен и его машины играли в Центре Помпиду в Париже (с DJ Low и видео худжником Пьерриком Сорином), а также принимали участие в показе коллекции Иссей Мияки в Милане.
Стараниями известного композитора и скрипача Алексея Айги имя Пьера Бастьена стало популярно в широких кругах российских ценителей интеллектуальной и оригинальной музыки. Несколько лет назад Айги вместе с Бастьеном записали совместный музыкальный диск, и исполнили в Москве несколько концертов, посвященных прнезентации этого альбома.
Концерты были с восторгом встречены как знатоками творчества Бастьена, так и многими людьми, заинтересованными в новых эмоциональных впечатлениях. И по сей день многие известные критики и обычные слушатели вспоминают о замечательной программе, свидетелями которой им удалось стать несколько лет назад.
И теперь эти два уникальных композитора и исполителя вновь возвращаются в Россию. На этот раз они приняли решение выступать не только в знакомой им уже Москве, но и дать единственный концерт в Петербурге.
«Пьер Бастьен — мало того, что старейший соратник Паскаля Комелада, так и сам еще один из лучших музыкантов в мире, так-то. Когда-то я ездил во Францию специально за его пластинками, теперь — очевидно, в связи с недавними его московскими гастролями — их начали продавать и здесь. Виват.»
(Максим СЕМЕЛЯК «АФИША»)
«Пьер Бастьян собирает из обычного детского металлического конструктора движущиеся агрегаты, своего рода роботов.
Энергия поступает от электромоторчиков. Агрегаты скрипят и шуршат сами по себе или задевают струны, стучат по клавишам или по мембранам. Возникает, как несложно догадаться, музыка.
Она, разумеется, механична, но обладает своим угловатым грувом. Пьер подыгрывает роботам — он дует в трубу, перебирает струны гитары или контрабаса, стучит по вибрафону. Получается своего рода акустический джаз: ведь играют одновременно несколько несинхронизированных роботов.
Это вовсе не экспериментальная музыка, она, наоборот, звучит очень человечно и понятно: в том смысле ’понятно’, что буквально видишь вращающиеся детали.
Традиция музыкальных шкатулок довольно стара, удивительно, что механическая музыка ничуть не утратила своего шарма перед лицом, казалось бы, куда более могучего и универсального компьютерного секвенсора.»
(Андрей ГОРОХОВ «muzprosvet»)