17 октября 2014 г.
Вы любите искусство, но сами рисовать не умеете, вы хорошо в нем разбираетесь и хотели бы, чтобы ваша страсть приносила вам доход? Кажется, самое время организовать в своем городе картинную галерею. Так вы сможете одновременно и утолять свою любовь к искусству, и зарабатывать деньги.
Лучше всего, конечно, вот здесь купить готовый бизнес, но если стартового капитала на это не хватает, можно организовать галерею с нуля. Самое первое и едва ли не самое важное, что вам придется сделать – найти подходящее помещение. В целом вам потребуется не менее 200 квадратных метров площади. Хотя, на первый взгляд, этого кажется много, каждому метру найдется применение. Так, под офисные помещения понадобится минимум 15-20 метров, под хранилище картин примерно 35-50 метров, для технических помещений придется выделить около 50 метров, остальное будете использовать под выставочный зал, который ни в коем случае не должен напоминать тесные стеллажи в супермаркете. Ведь и для вас, и для ваших клиентов, и для самих картин должно быть достаточно свободного места.
Успешность галерейного бизнеса, как и во многих других видах торговли, едва ли не полностью зависит от удачного расположения вашего объекта. Хотя недвижимость в спальных районах дешевле, этот вариант даже не рассматривайте. Галерея должна располагаться только в центре города, где живет и работает ваша аудитория – наиболее интеллигентные и обеспеченные жители. При этом не нужно бояться конкуренции. Каждая картина – это уникальный товар, а потому будь рядом с вами еще хоть десять таких же галерей, второй такой картины как у вас, ни у кого из коллег по цеху всё равно не найти. Многие эксперты, наоборот, даже рекомендуют открывать новые заведения рядом с уже существующими, чтобы постоянные посетители других галерей вас заметили. А увидев «новичка», они непременно к нему заглянут, чтобы узнать, что предлагает он.
Картины являются весьма специфическим товаром, поэтому либо владелец галереи, либо нанятый им управляющий, должен разбираться в искусстве не хуже профессора из академии искусств. Как минимум в первое время лучше не экспериментировать и продавать картины только тех авторов, которые уже хорошо продаются. Налаживайте связи с художниками, чье творчество уже успело заинтересовать общество, и за чьи картины люди реально готовы платить деньги. Очень важно чувствовать разницу между картиной, которая всем нравится, и картиной, которую многие готовы купить.
Галерейный бизнес имеет свою особую специфику. Экспозиции и саму галерею принято оценивать не по самым именитым, а по самым «слабым» авторам. Поэтому нужно стараться наполнять ассортимент картинами, у которых уже есть определенный «жизненный багаж» — которые участвовали в известных выставках и показах. Можно, конечно, продавать и малоизвестных авторов, но для этого они должны быть очень талантливы, а ваша галерея должна успеть заработать хорошую репутацию, чтобы своим авторитетом продвигать новичка.
Даже для небольшой галереи понадобится не менее пяти сотрудников. В частности, вам нужен куратор, который будет заведовать всеми организационными вопросами; галерист, на плечи которого ляжет определение формата каждой новой выставки и общение с художниками. Заниматься оформлением выставки, что является не менее важным элементом, чем сами картины, должен экспозиционер; общаться с посетителями галереи будет консультант. Ну и наконец, вам нужен пресс-секретарь, который бы постоянно держал контакт со средствами массовой информации. Нет нужды уточнять, что все они, за исключением разве что пресс-секретаря, должны хорошо разбираться в искусстве.
Что касается финансовых вопросов, то стартовых вложений не так уж много. Если вы не планируете приобретать помещение в собственность, а будете его арендовать, то одноразово придется вложиться только в косметический ремонт и покупку офисной мебели и оргтехники. На всё про всё у вас едва ли уйдет больше 10 тысяч долларов. Но не торопитесь радоваться. Кроме стартовых инвестиций есть еще и текущие расходы, которые в случае с галереей совсем не маленькие. Ежемесячно вам придется тратить до 4 тысяч долларов на аренду помещения (возможно и больше – всё зависит от цен в вашем городе), 300-400 долларов на расходные материалы при оформлении выставок, коммунальные услуги и связь потянут до $500, услуги охраны на время выставок (в среднем галереи проводят экспозиции по 20 дней в месяц) обойдутся еще в 4 тысячи. А еще не забудьте про зарплату сотрудников. В итоге ежемесячные расходы будут составлять еще не менее 10-12 тысяч долларов.
Эти довольно большие расходы придется покрывать почти исключительно за счет продажи картин. Опытные галеристы рекомендуют установить небольшую плату за вход хотя бы в 50 рублей. Много вы на этом, конечно не заработаете, но отсечете безденежных посетителей, зашедших просто поглазеть. При этом для целевой аудитории эта сумма будет совершенно незаметна и не сможет отпугнуть потенциальных покупателей.
Что касается рекламной поддержки вашего бизнеса, то это дело лучше сразу поручить профессионалам, потому как флаеры у метро и объявления на столбах явно не помогут «зацепить» целевую аудиторию. Но некоторые аспекты в маркетинговой стратегии всё же будут целиком зависеть именно от вас. Как и в любом розничном бизнесе, очень важно создать такую атмосферу между продавцом и покупателем, чтобы последний всегда чувствовал себя VIP-клиентом.
Напоследок отметим, что увеличить известность вашей галереи поможет участие во всевозможных масштабных выставках и показах, организовывайте собственные выездные акции, в общем, не упускайте ни малейшего повода пропиариться.
И еще одно. Однажды установив некий ценовой уровень для своей галереи, больше не снижайте его.