13 октября 2006 г.
Галерея «Белка & Стрелка» представляет проект Виталия Пушницкого и Владимира Грига «Космос I».13 октября 2006 года c 19.00 до 23.00. Космос — понятие древнегреческой философии, в котором выражено представление о мире как об упорядоченном, рационализированном, одушевленном целом. Космос противоположен Хаосу. Но Космос для нас — современников нынешнего века — это и история достижений научно-технического прогресса. В следующем 2007 году мы будем отмечать пятидесятилетие первого искусственного спутника, запущенного Советским Союзом. Мы вроде бы уже очень много знаем о космосе, но это знание лишено личного опыта и основано на доверии к науке или масс-медиа. А может быть Космос совсем не такой как мы его представляем?
Состоящий из трех последовательно демонстрируемых частей, проект Виталия Пушницкого и Александра Грига начинается с «протокосмоса» — идеи космоса как «другого», непознанного пространства и попытки выстроить наши визуальные представления о нем с помощью «земного» опыта. В конце концов, Земля — это тоже планета! А история живописи знает множество примером изображения грез и мечтаний. Например, «Пейзаж с Полифемом» Пуссена. Кто лично встречался с этим мифологическим персонажем? Но теперь, благодаря Пуссену, он закреплен в нашей визуальной памяти. Так фантазия становится зримым «документом», то ли превращая реальность в миф, то ли миф возвращая в реальность. Задача, поставленная художниками в первой части проекта, состоит в том, чтобы поверить техногенный космос романтическим мифом классицизма.
Огромное живописное полотно Пушницкого (для того чтобы вынести его из мастерской пришлось даже прорезать щель в стене — и картина в этом смысле стала сравнима с письмом опущенным в почтовый ящик или дискетой, вложенной в дисковод) соединяет знакомые по классической живописи фантазийные образы розовощеких младенцев «путти» (по Пушницкому — «обиженных гениев, уходящих из искусства») и современный постиндустриальный пейзаж побережья Финского залива, хорошо знакомый каждому современнику. Узкие вытянутые холсты серии «Горизонты» предъявляют ландшафты, так или иначе, свойственные любой планете, где горизонт — точка схода неба и «земли».
Сценографические инсталляции Владимира Грига отсылают к романтике «величественных развалин» Каспара Давида Фридриха. Театральный раек — это тоже пространство условности и «доверия». Сложно устроенная аранжировка из микросветильников и специально написанный автором саундтрек создают иллюзию «подлинности» созданного художником мифа.
Человек только слышал о космосе, но никогда видел его и художники как прежде, так и сейчас дают ему этот шанс.
Куратор проекта Дмитрий Пиликин.